Rose debug info
---------------

Важна ли школа в нашей жизни

Недавно я слушал подкаст, где героиня рассказывала, что она училась в деревенской школе. Это была небольшая двухэтажная школа, где учились 400 человек. А, Б, В классов не было — каждого класса по одному. Этим рассказом героиня хотела сказать слушателям из какой жопы она выбралась. В такой школе нет никаких перспектив — её выпускники прозябают на обочине жизни.

История этой девушки отозвалась у меня. Это моя школа:

Она не сильно изменилась с тех пор, как я в ней учился. Если вставить стёкла, вырубить кустарник и скосить траву вокруг, то это будет школа, в которой я учился 8 лет:

В моём классе было семь человек, во всей школе около шестидесяти. Двенадцать человек учились в самом большом классе, в самом маленьком — три человека. Только три или четыре учителя учили по профилю, остальные затыкали дыры за тех, кого не хватало. Например, учитель начальных классов мог преподавать немецкий язык, а воспитатель детского сада — географию.

Но самое главное это не недостаток знаний, а круг общения. На мой взгляд среда, в которой ты формируешься, гораздо важнее знаний. Вокруг не было взрослых с высшим образованием кроме нескольких учителей. Зачем трактористу или доярке высшее образование? Невероятным успехом считалось после армии устроиться в милицию или остаться служить по контракту в большом городе.

Уже позже я понял важность среды, в которой ты растёшь. Помогли это понять интервью многих известных людей, в которых они рассказывали как проходило их детство — театры, кино, мода, архитектура, путешествия, общение с интеллигенцией. Эту же тему затрагивает Малькольм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры».

Мой опыт такой: школа может притормозить человека на старте. Самое страшное в этом торможении — ты не понимаешь, что тормозишь — тебе не с чем сравнить. Это как африканские племена привыкли к своей жизни и даже не думают, что может быть по другому.

Можно вырваться из любой жопы. Главное вовремя осознать и признать, что ты в ней находишься.